Роскошь на фоне нищеты и корысть вместо духовности: во что превратил РПЦ патриарх Кирилл
https://pasmi.ru/archive/298485/
Откровения православного священника
Кто владеет огромным имуществом православной церкви? Сколько регулярно отстегивает наверх обычный приходской священник и за что приходится доплачивать? Каково соотношение честных священнослужителей и стяжателей? Как бизнес при помощи пожертвований решает проблемы с уголовниками и правоохранителями? Какие неприятные секреты вынуждена скрывать церковь при помощи жесткой цензуры? О том, как Русская православная церковь при патриархе Кирилле стала придатком государства, копирующим у светской власти все ее пороки, в интервью ПАСМИ рассказал действующий настоятель одного из православных храмов.
Церковная цензура и скандальные разоблачения
Что происходит с церковью?
У нас есть внутренняя директива. Если я сейчас в пространство что-то выброшу, или кто-то другой — за это запрещают в служении. Один раз — на год, второй — сроком на три года, третий раз – навсегда. Вот как отец Сергий Романов. Такая директива есть — прямо на сайте Московской патриархии. Постановление Священного синода за подписью патриарха. Хотя это нововведение противозаконное — против церковных правил.
Практически как пресс-служба у чиновников — запрет комментировать без согласования?
Да, только это еще хуже. Я священник, который обязан проповедовать с кафедры что-то народу. И я могу с этой кафедры говорить только то, на что меня благословят, а в общественное или медийное пространство я не имею права давать никаких инсайдов…
А с чем может быть связан этот запрет?
Святейшего же в медийном пространстве полностью разбили на выбросе таких церковных документиков, циркулярчиков, он пытается навести цензуру, чтобы не было внутренней дискредитации церкви, хотя это противоречит церковным канонам. Его эти скандалы нервируют.
А какие самые громкие были скандалы?
Знаменитые часы на руке патриарха, самолеты, яхта “Паллада”, Мерседес Пульман, квартира от Лужкова в Доме на набережной, на Серафимовича, 2, где живут сестры. Это говорит о тяге к роскошной жизни, что на мой взгляд неприемлемо, так как сам Иисус заезжал в Иерусалим на ослике, а не на жеребце.
Кураев Андрей — протодиакон, который готовил аналитику и документы для выступления Святейшего патриарха Алексия. У него есть свой блог, Живой журнал. И он там педерастию в церкви, все эти циркулярчики вытаскивает. Его сейчас запретили в служении и грозят отлучением от церкви.
Был у нас в пресс-службе Всеволод Чаплин, который конкретно прямо мочил, все эти вещички выдавал — «Лучшая мусульманская женщина». Он умер уже, но когда его удалили с этой должности, он начал пробрасывать инсайды про Святейшего.
Он говорил правду? Или дискредитировал, мстил?
У Кураева в ЖЖ есть перегибы, как и у всякого нормального человека. Он немного субъективен, но и объективности хватает. Они-то как себя позиционируют — как борцы со злом, но есть такие вещи, когда, я считаю, совсем перегнули палку.
Например, есть у нас одна крайность — антиИННшники, которые настолько верят, что отказываются от порядков, которые активно насаждает церковная и светская администрация, отрицают меры по профилактике ковида. Их еще называют антиглобалистами, но это мягкая форма. Все эти церковно-денежные отношения, аффилированность с политикой, со светской властью привели их тому, что если ты просто священник, то к тебе уже полнейшее отрицание. Как если ты чиновник, следовательно ты коррупционер, взяточник и тоже полнейший к тебе негатив. Церковь, сросшись со светской властью, стала, по сути дела, реально департаментом религиозного назначения…
Светские миллиарды и поборы с нищих
То есть, по сути, церковь сейчас срослась с государством?
Да, церковь тире государство. Это всякая помощь государственная, ходатайства церковные. Ты ничего не откроешь нового, потому что все везде пишется, критикуется. Например, Святейшему окологосударственные структуры выделяют миллиарды на поддержание лично его резиденций, например, в Переделкино, в Дивногорске, в Питере строят, в Чистом переулке, не только на восстановление храмов, но еще на какие-то проекты. Например, Владимир Владимирович не менее 10 ярдов (я точно не помню, надо уточнить цифру) дал Тихону Шевкунову на его проект «Россия — моя история”, на ВДНХ огромный павильон с исторической панорамой. Тихон Шевкунов — митрополит Псковский, он считается духовником Владимира Владимировича, Владимир Владимирович с ним дружит, к нему ездит.
Но это же хорошо, когда деньги выделяют на веру. Вопрос — как это все расходуется?
Смотри, как все интересно получается. Например: глава “Газпрома”Алексей Миллер встретился со Святейшим, потолковали и сразу же нашелся или назначили фонд, и потекли деньги налогоплатильщиков на реконструкцию, строительство, обслуживание резиденции в Переделкино или иную, а там, как правило, уже все давно сделано.
Дмитрий Анатольевич со Святейшим пообщался – резиденции в Переделкино еще дополнительно земли нарезали, не знаю сколько гектаров, но очень много и скит сделали тайный — скит Александра Невского. Там он сейчас сидит, прячется от ковида. Квартиру в “доме на набережной”, где нанопыль была, скандал был знаменитейший, тоже правительство Москвы ему выделило, вместо или дополнительно к домику в Серебряном бору, когда он еще был митрополитом. Сейчас не знаю кто там живет, а так сестра жила.
В чем при Кирилле изменилась церковь?
Тут то же, что и с народом, — разорванность произошла: чиноначалие — митрополиты и епископы, которые в регионах возглавляют, оторвались от священников. Но дело в том, что согласно Уставу, сейчас всем владеет патриарх. Доверенности на владение имеются у епископов — как вотчины такие. Если разобрать любой церковный документ на любой храм, у нас все действуют на основании доверенности, а бенефициар в конечном счете — Святейший.
Вот как это делается: есть священник, у него храм, община туда несет деньги, священник их собирает и часть оставляет себе, а часть запускает наверх. Всегда только снизу вверх идет, то, что они кому-то что-то раздают, — брехня полная.
Классический пример: абсолютно беспощадная деревня, примерно 400 жителей, огромный разрушенный старинный храм, как правило, памятник архитектуры, его восстанавливать — сумасшедшие миллионы нужны только на проектирование, не говоря о реставрации. Но, тем не менее, у священника — налог. Во-первых, 5 тысяч минимум надо заплатить в митрополию, еще 5 тысяч — отдать благочинному, но в среднем это 20 – 50 тысяч рублей в месяц. Но такие суммы в деревнях, где вообще ничего нет, зачастую и храма как такового нет.
А это официальный налог? Он устанавливается каким-то внутренним документом?
Во внутренних церковных документах не найдешь ничего. Максимум — квиток дадут от епархии, что внес, но этот квиток нигде не учитывается — церковь же Уставом отделена от государства.
Свечная монополия и налог на креатив
Или вот свечки продают — по 100 рублей, по 50, по 20. Получается, как магазин, но чек не дают.
Тебе скажут, что это не стоимость, а пожертвование. Но бесплатно ты ничего не заберешь — пожертвование получается недобровольным.
Как выстроена система? Есть завод в Софрино, там производят несколько сот тонн этих свечей. Вообще, каждый регион старался свой завод завести, но сейчас Святейшему деньги нужны, и он внутренними церковными документами обязал всех отчитаться, есть у них производство или нет. Якобы это делается, чтобы понимание было, а на самом деле сейчас все это запретят, закроют.
У нас же командно-административная реализация идет: Святейший нагружает митрополии — она должна взять 50 тонн свечей, а митрополия добавляет еще такую же цену, и заставляют брать священников. А священники собираются у благочинного, где получают указания, где и сколько будут стоить: это 100 рублей стоит, это 50, требы — эта полторы тысячи стоит, эта две, эти три, эта четыре. Для чего это делается? Это регулирование, и священник не может оспорить эти цены. Он может только брать свечи, церковную утварь, и это еще один скрытый налог — товар обязаны брать только у митрополита на складе. Это еще одна форма заработка, так как на этом складе все — тоже Святейшего.
Раньше основатель и бывший директор “Софрино” Евгений Пархаев не заморачивался, а нынешний — владыка Меркурий – приказал рассмотреть вопрос о торговле всем подряд. Если раньше это был только церковный товар, то сейчас уже корейской косметикой хотят торговать — такая скрытая аффилированная сеть… Пельмени, кофе и пончики, доходит до того, что дьяконы делают суши и роллы. Уже есть монастырское масло, мыло, хотя монастырского там практически ничего не осталось, все привозное. Получается, все в руках патриарха, все от него идет. Свечи, иконы, утварь — это все “Софрино” или Китай под “Софрино”.
То есть, там не может быть малого и среднего бизнеса? Например, ремесленник захочет свой товар там выставить?
Это можно: ты приходишь в церковь, показываешь священнику, он говорит “прикольно”, ты выставляешь в церковную лавку, что-то ему там отдаешь, если продается. Но ему за это надо будет наверх отдать, чтобы разрешали такие вольности. С лавки и так платят, а если товар не совсем благословенный… Сейчас Меркурий начал модернизацию: если что-то такое появляется, то священник должен за это занести — дополнительный налог на креатив.
Главное — чтобы все отлетало как надо, вот за это спрашивают беспощадно. Если священник не платит, сколько ему назначено, его убирают, ставят на это место проверяющего. Он, если упал доход, смотрит из-за чего: например, настоятель всех обидел и от него ушли, или наоборот. Священника заменяют, а если видят, что он утаивал божье — запрещение в служении за неуплату церковного налога, за игнорирование церковных норм.
Дорогая популярность и дачка для архиерея
А кто за этим следит?
Епископ и Церковный совет. В него обычно входят благочинные, начальники отделов и ближайшие к епископу люди. Тут создалась порочная практика, которая практически стала системой. Кто креативный, со своим мнением, со своим гонором — таких не любят. Но, как правило, вокруг него — народу много. Поэтому начинают давить: народу много, значит должен быть доход — поднимают налог, вроде как в церковную пользу.
И «креативные» на это идут, потому что если хочешь быть у архиерея на хорошем счету, поднимаешься сам. Тебя как талантливого бизнесмена поднимают в благочинные, ты за регионом смотришь, за районом. Умный благочинный что делает: навешивает на выдуманные функции своих помощников дополнительные сборы, юристов например, по линии образования, а тех священников, которые не хотят платить, — терроризируют. И священники начинают крутиться как белка в колесе — если ты хочешь какие-то льготы иметь, то ты начинаешь с благочинным отношения выстраивать на дополнительных услугах и платежах.
К примеру, на хорошем счету священники, которые устраивают за свой счет общие церковные мероприятия в районе, в области. Или вот пришел архиерей, надо ему скидываться на домик-дачку, на подарок к тезоименитству, на хиротонию, на день рождения или, например, на стол. Кто как изгаляется — вкусные банки заворачивает, твороги и сметаны возит — но это монастыри, как правило. А так — реально собирается церковный совет совет, благочинные и решают, что приходы конкретно подгрузят — три, пять, десять тысяч. Если посчитать, получается, что на “левые” налоги уходит столько же, сколько на прямые или в полтора раза больше.
Епископ или митрополит приезжает на приход или в благочиние – это еще дополнительный сбор. Если настоятель хочет в храм архиерея пригласить, обязательно нужен стол хороший, всем кто с ним приехал, тоже надо денег дать — они же потрудились-приехали. Архиерей приезжает — как правило какие-то висюльки дают — награды церковные. Но сейчас патриарх их как-то отранжировал: священник должен миллиона три сделать, чтобы эту церковную награду получить.
Просто за этими наградами не все гонятся, некоторые в детей уходят — воскресные школы, искусство, поделки, специалистов приглашают, общие мероприятия проводят. На все это надо денег, но если священник это за свой счет организовывает, то он — на хорошем счету. Ведь они не только платят налоги, они на слуху — таких надо поддерживать.
Откат с пожертвований и церковные решалы
Свечи, требы, пожертвования — на чем еще в церкви зарабатывают деньги?
Способов миллион. Венчание, крестины — это все законно уходит: часть себе оставляешь, остальное улетает. Это все такая мелочь, которая официально всем везде показывается. Этого даже не хватит на содержание храма — электричество, уборка, налоги и т.д. Надо тебе что-то построить — это огромные суммы денег. На бабушкиных червонцах, свечках и крещениях ты никогда ничего не сделаешь, это мизерные суммы. Но мизерные для конкретной церкви, а не в масштабах страны — у Святейшего в этом смысле все хорошо.
Все основные деньги — от благодетелей. Это состоятельные люди, которые реально дают. В городах их много, а в деревенских храмах никого. Но с них все равно собирают, там энтузиасты — беспощадные попы, на них церковь держится.
Вернемся к верующим богачам, благодетелям, куда деньги от них идут?
Согласно Уставу, я не имею право разглашать своих благодетелей, это опирается на фразу, сказанную Иисусом Христом: “Когда творите благодеяние, правая рука должна не знать, что делает левая”. Даже если меня ФСБ возьмет, спросят, кто давал, я законным образом могу ответить: “Простите, я об этом говорить не буду”. И на этом все базируется.
Вот я отдал священнику 5 миллионов пожертвование, и дальше как это распределяется?
Это по-разному бывает. Например, ты дал пять миллионов и епископу сказал, что дал. И тогда, епископ спросит священника, куда он их дел. По идее эти деньги должны идти на церковь, на содержание общины, на реконструкцию, на мероприятия какие-либо. Разумные священники перед благодетелем отчитываются за эти деньги, хотя и не должны. Потому что — ну кто тебе еще принесет, если ты возьмешь и себе машину купишь.
А вышестоящему начальству не доложил — за этим обычно епископы и охотятся, на этом попов и ловят. Благочинный видит, что к тебе ездит кто из пушистых — благодетелей, сам начинает к тебе ездить. И тогда у тебя два пути — либо ты с епископом сразу делишься, либо благочинному начинаешь вопросы закрывать, и он тебя прикрывает. У благочинного 10-15 священников, которые ему уже по сто тысяч занесли, и у него все прекрасно.
Просто у тебя создается круг лиц, обычно их немного, которые тебе помогают. Соответственно, и ты им помогаешь. Вот это и есть приход, все остальное уже неважно, на самом деле.
Больше всего собирается в областных центрах, но и в районных центрах идет борьба за места. Там священник будет так или иначе общаться с организациями, которые там работают по одной простой причине: им же в области надо что-то делать. Если человек мне хорошо помогает, и у него проблема — надо подписать бумагу на землю, уголовные элементы преследуют или, наоборот, проверяющие органы наваливаются, то я иду к своему епископу, и тот через губернатора или правоохранителей эту проблему закроет и поможет так, как никто другой не поможет.
Все везде решают чиновники, но у них, если ты в каком-то отделе трудишься, ты Путина никогда не увидишь, правильно? Районы под губернатором и региональным правительством ходят, региональное правительство — под федеральным. Чтобы губернатору к Путину попасть — я не знаю, что надо сделать. Нет губернаторов, которые свободно к Путину попадают.
У нас же все очень просто: священник из района идет к епископу, епископ к Святейшему, Святейший к Путину, лифтинг гораздо круче, за счет чего церковь и стояла пока.
Просьбы для Путина и контроль ФСБ
А Путин до сих пор принимает Святейшего?
Сейчас нет, а раньше — да. Это все раньше работало — при Алексии, сейчас Кирилл умалился, Путину не до него. Хотя принимал недавно, они разговаривали о выделение средств на празднование 800-летия лавры Александра Невского. Там еще 4-5 вопросов были, которые в камеру не попали, о чем патриарх Кирилл попросил чиновников, но они все сделали, — например, убрали и арестовали бывшего схимонаха Николая Романова, потушили скандал с Игнатиями.
У